Home   Логические задачи

Логические задачи

Из статьи А.П. Ершова "Программирование - вторая грамотность"

Из статьи А.П. Ершова
«Программирование — вторая грамотность».

Логическая задача – это проблемная ситуация, для решения которой, как правило, требуется нестандартное, эвристическое (оригинальное) мышление. Помимо интеллектуально-развлекательной, логические задачи выполняют функцию развития когнитивных способностей: восприятия, мышления, воображения, памяти. Многочисленные исследования показывают, что ребёнок, регулярно проводящий время за решением логических задач, заметно улучшает уровень своего интеллекта. Ему становится легче учиться и воспринимать новую информацию – умения столь необходимые для эффективного развития.

Важно отметить, что сложность логической задачи должна соответствовать уровню развития ребёнка, чтобы она не показалась ему утомительно сложной или излишне простой. Процесс размышления над решением должен доставлять интеллектуальное удовольствие и держать в лёгком азартном напряжении. В противном случае положительный эффект от подобных занятий будет стремиться к нулю. Поэтому следует находить и предлагать различные варианты логических задач своему ребёнку до тех пор, пока вы его не заинтересуете. Не будьте излишне настойчивы и подходите к решению этой педагогической задачи творчески. Чтобы вам было легче ориентироваться, ознакомьтесь со следующей условной классификацией:

  • устные логические задачи: загадки, шарады, логические парадоксы и т. д.;
  • логические задачи с предметами: задачи со спичками, монетками и т. д.;
  • механические логические задачи (головоломки): кубик Рубика, пятнашки, ханойская башня и другие;
  • словесные логические задачи: кроссворды, ребусы, судоку и другие виды словесных игр;
  • ситуационные логические задачи: «волк, коза и капуста», жабы, переправы, и многие другие.

Например, одна из самых популярных в мире логических задач под названием «Волк, коза и капуста» имеет следующую формулировку: «Некоторому человеку нужно перевезти на лодке через реку волка, козу и капусту. В этой лодке, кроме самого человека, может поместиться ещё только 1 существо или предмет. Например, одновременно в лодке в некоторый момент могут находиться человек и капуста, но если он отплывёт, оставив двух животных вместе, то волк съест козу. Коза же съест капусту, если их оставить без присмотра по 1 сторону реки. И только волк с капустой, оставшись вместе, будут взаимно невредимыми. Как в таких непростых условиях этому человеку перевезти на другой берег и волка, и козу, и капусту, сохранив жизнь всем участникам процесса?» Если ваш ребёнок спросит, почему волк не пытается съесть этого не иначе как контрабандиста, ответьте ему, что волк одомашненный, и вмените ему этот вопрос в «плюс», ведь не так часто об этом задумываются.

На сайте вы можете ознакомиться с интерактивной браузерной реализацией этой логической задачи, а также с некоторыми другими, например, с очень знаменитой головоломкой «Ханойская башня».

Увлечение логическими задачами может послужить первым и очень серьёзным шагом на пути становления всесторонне развитой личности, и, конечно же, инженерного, нестандартного мышления. Не забудьте также рассказать своему ребёнку, что над логическими задачами ломали голову ещё в Древнем Египте и Древней Греции, но широкое распространение они получили только в конце XIX века.