Home   Программирование

Программирование

Из статьи А.П. Ершова "Программирование - вторая грамотность"

Из статьи А.П. Ершова
«Программирование — вторая грамотность».

Вопрос целесообразности обучения детей основам программирования все 30 лет существования школьной информатики вызывает ожесточённые споры. Единого мнения по данному вопросу нет до сих пор.

Если всё же предположить, что программирование необходимо изучать в школе, то встаёт вопрос выбора конкретных языков для изучения. Длительное время (с 80-х годов XX века до начала XXI века) в школе использовались два языка – Basic и Pascal. В последнее время стали использоваться их современные версии – Visual Basic и Delphi. Это так называемые языки визуального программирования. И, вообще, наметилась тенденция к визуализации языков программирования, что позволило несколько упростить процесс обучения. Правда, в школьной информатике стало появляться всё больше сторонников изучения современных профессиональных языков: Си-подобных (C++, C#, Java) и Python.

Параллельно с использованием обычных, в информатике применяются языки, специально созданные для обучения школьников. Наибольшую популярность в нашей стране получила система программирования КуМир, созданная ещё в конце 80-х годов XX века в Российской академии наук. Там же был создан ПиктоМир – программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. В КуМире используется придуманный академиком А. П. Ершовым школьный алгоритмический язык – простой алголоподобный язык с русской лексикой и встроенными командами управления программными исполнителями (такими как Робот, Чертёжник и др.). При всех своих достоинствах, КуМир всё же имеет ряд существенных недостатков.

К счастью, в последнее время появилось несколько современных, очень перспективных языков, уже широко используемых для обучения. Первым таким языком стал Scratch – разработка Массачусетского технологического института. Он популярен и поныне, в первую очередь в США и европейских странах. Идеи Scratch воплощены и в других, похожих на него языках, которые часто называют Scratch-подобные. Это Snap! (BYOB) – онлайн-реализация языка Scratch со свободной лицензией от Калифорнийского университета в Беркли, App Inventor – среда визуальной разработки Android-приложений от Google, и, наконец, недавняя разработка Google – визуальный язык программирования Blockly. Объединяет все эти языки то, что программа создаётся из отдельных блоков. Такой способ требует от детей только минимальных знаний программирования. Не написав ни единой строчки текстового кода, дети, тем не менее, могут составить достаточно сложную, и в то же время понятную для них программу.